Бывший глава поймал свою рыбку
13 июля 2004 года
В Арском районе о местной достопримечательности болтают разное. Говорят, что озеро (так называют залив сами арчане) купил бывший глава района, а ныне руководитель ОАО "Татарстан соте" Васил Мингазов. Запустил в него мальков зеркального карпа, на берегу поставил гостевой шатер и выставил охрану. И что теперь сюда приезжают высокие гости из Казани на царскую рыбалку и шашлыки. И вообще, дескать, бывший глава не только озеро, а весь Арск с рыбхозом купил.
Место, где находится залив, и в самом деле райский уголок. На крутом берегу - сосны, ели, поляны, усыпанные ягодами, и "юсуповский замок" Мингазова, а на противоположном, пологом - луга, где гнездятся цапли и утки. По воспоминаниям некоторых жителей Сарай-Чекурчи, залив реки Чис-Мис был всегда.
Озеро надежды рыбхоза
- В нем купались, рыбу ловили, и никаких запретов не было. Сюда приезжали рыбачить из Казани, Альметьевска, Кировской области. Пойдешь с удочкой, так чего только не поймаешь: карпа, плотву, щуку. А сейчас ходить на озеро себе дороже, - говорит хозяин бревенчатого дома, не пожелавший назвать свою фамилию. - На горе камеры теленаблюдения стоят. Одного пацана, сунувшегося в воду, охранники поймали и оштрафовали... Мингазов разрешает только коровам воду пить из озера. А мы для богатых, видать, хуже скотины. Дворцов настроили, народное достояние - леса и озера - скупают, а людям и отдохнуть негде.
- Так почему же вы в администрацию района или территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов РТ не обратитесь? - поинтересовались мы.
- Жалуйся не жалуйся - бесполезно. Сейчас у кого есть деньги, тот и прав.
Другие, напротив, утверждают, что залив - вовсе не природный, а рукотворный.
- Когда я еще мальчишкой был, в этом месте протекала мутная речка Чис-Мис, впадающая в Казанку. Но то ли в 1967 году, то ли в 68-м наш рыбхоз ее преобразовал: расширил русло и залил водой. Уверяю вас, это озеро - искусственное, - рассказывает пастух Фаяз Хабибуллин. - Но до нынешнего лета я в нем сам часто рыбу ловил. Да вы поезжайте в рыбхоз, там вам скажут, кто хозяин водоема.
"Озеро - головной пруд рыбхоза и принадлежит ему на законных основаниях", - заверил нас инспектор Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Разиль Сафин. Жалоб от населения, по его словам, в управление не поступало. Ну а то, что ОАО "Татарстан соте" еще прошлой осенью купило рыбхоз, подтвердил директор ОАО "Арский рыбхоз" Ринат Шигабеев:
- Я более восемнадцати лет проработал директором, а теперь вот наемный менеджер. Но зачем Мингазову понадобился рыбхоз, не нам решать, и говорить об этом не хочу... Хозяйство наше всегда было прибыльным. Так, в прошлом году от продажи 275 тонн рыбы: зеркального карпа, толстолобика и белого амура - мы получили 13 миллионов рублей, а в этом году планируем продать более 300 тонн. Этой весной стали использовать для выращивания рыбы еще и головной пруд возле деревни Сарай-Чекурча, построенный рыбхозом 36 лет назад. Более 28 тонн рыбы выпустили в него, за лето рыба даст пятикратный привес. Как же нам не охранять свою собственность?! Раньше, правда, мы никогда не запрещали ловить рыбу и купаться в нем, потому что не зарыбляли его. Видимо, по привычке люди считают, что пруд не рыбхоза, а собственность народа.
Из беседы с Ринатом Мингазовичем выяснилось, что строительство только одного пруда (а прудов у арского рыбхоза в русле реки Чис-Мис - около 30) обходится в 20 с лишним миллионов рублей. Некоторые пруды старые, но руководитель "Татарстан соте", мол, очень предприимчивый: "вкладывает средства в их ремонт, а также строительство бассейна, в котором можно будет разводить рыбу не только летом, но и зимой".
- Ну а для любителей-рыболовов мы скоро организуем платную рыбалку, - поделился планами Ринат Шигабеев. - Выделим для этого отдельный пруд. Любой может приехать и, заплатив тысячу рублей, рыбачить с восьми утра до восьми вечера. Но вылов рыбы будет ограничен. А шатер видели на берегу? Видели... Так вот там откроем ресторан для рыбаков. Хочется, чтобы сервис был на уровне.
В общем, доходы производителя социально значимой для населения продукции под маркой "ВАМИН" будут приумножаться прибылью рыбхоза. Только вот большинство жителей деревни Сарай-Чекурча вряд ли воспользуются сервисом рыбхоза. Зарплата у сельчан невелика, попробуй-ка выкрои из нее тысячу рублей за удовольствие от пойманного на удочку белого амура или толстолобика.
Когда мы уезжали из района, местные мальчишки ловили пескарей и карасей в истоке мутной речки Чис-Мис. Рыбешка попадалась мелкая, но зато бесплатная.
Валентина ПАХОМОВА, "Вечерняя Казань"